В этом году случилось уникальное событие — для большинства школьников России школьный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике проводился по едиными правилам, общим комплектам задач (всего было 4 разных комплекта на всю страну), с использованием тестирующей системы.
Организационной стороной занимался образовательный центр "Сириус", который взялся провести школьный этап всероссийской олимпиады по шести предметам — математике, информатике, физике, химии, биологии, астрономии. В прошлом году уже была апробация для шести регионов, в этом году всем желающим регионам было предложено принять участие. Согласились почти все — проще перечислить регионы, которые не участвовали (по убыванию численности населения): Московская область, Красноярский край, Вологодская область, Алтайский край, Омская область, Республика Крым, Пермский край, Пензенская область, Тверская область, Забайкальский край, Амурская область, Республика Марий Эл, Республика Карелия, Новгородская область, Республика Хакасия, Республика Ингушетия, Республика Алтай, Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ. Я не включил в этот список Москву — хотя она и не участвовала в школьном этапе, проводимом Сириусом, но всё равно школьный этап для Москвы проводился по тем же заданиями и тем же правилам. На самом деле наоборот — правила и принципы составления задания были взяты московские, и московский формат проведения школьного этапа олимпиады был применён на всю страну.
Всего вместе с Москвой участвовало свыше 80% регионов России (если считать по численности населения).
Все регионы были разбиты на четыре группы, примерно равной по численности населения, расположенные примерно в одних часовых поясах. Первая и вторая группа — это московский часовой пояс, третья группа — это MSK+1 и MSK+2, четвёртая группа — от MSK+4 до MSK+9. Тут я (и многие коллеги) впервые узнали, что в зоне MSK+3 находится всего лишь один регион — Омская область, которая не участвовала в проекте. Для каждой группы был установлен свой день проведения — с 26 по 29 октября.
Задания разрабатывал большой коллектив авторов, разбитый на четыре рабочие группы. Огромная благодарность всем авторам за то, что они сделали четыре хороших комплекта заданий. Также отдельное спасибо MikeMirzayanov за систему полигон, которая использовалась для подготовки всех заданий.
Логины для участия в олимпиаде распространялись по школам через ФИС ОКО (федеральная информационная система оценки качества образования), доступ к которой есть у всех школ. Школам выдавались логины по числу учащихся +10% запаса. Регламент проведения олимпиады предусматривал возможность участия с 8 до 20 часов по местному времени, реально же возможность участия была от 8 утра в самом раннем регионе до 20 часов в самом позднем.
Олимпиада проводилась для 5-11 классов по формату заданий, принятому в Москве в последние годы.
Для 9-11 классов предлагалось 5 задач по программированию на двухчасовой тур. Примерный план варианта — формула (целочисленная арифметика), задача на использование if, задача на цикл, задача на массив, идейная задача. Система оценивания — потестовая, все тесты независимые, хотя в условия и выделяются подзадачи по ограничениям или частным случаям, но групп тестов и зависимостей между тестами нет. Задачи доступны в тренировках: первая группа, вторая группа, третья группа, четвёртая группа.
Для 7-8 классов предлагается смешанный вариант. Статистика показывает, что лишь небольшая часть школьников 7-8 классов, участвующих в олимпиаде умеет программировать (например, статистика этого школьного этапа- ... % участников сдавало задачи по программированию), поэтому участникам предлагается 4 задачи с вводом ответа и 3 задачи по программированию. Задачи с вводом ответа — это по-сути output-only задачи, которые, скорее всего, можно решить без использования компьютера. Ответ на них нужно записать в поле ввода ответа. Это похоже на формат олимпиад по математике в дистанционной форме, но благодаря чекеру можно выставляють произвольные баллы за решения, например, оценивать алгоритм для исполнителя по числу использованных команд. Об этом формате проведения олимпиады было опубликовано несколько статей. При этом считает, что 7 задач много для тура, а школьники могут выбирать понравившиеся задачи, поэтому оцениваются только 5 задач из 7 с наилучшим результатом. Продолжительность тура — 2 часа.
При этом предполагается, что реально увлекающимся программированием школьникам необходимо писать школьный и последующие этапы за 9 класс.
Для 5-6 классов предлагается вариант без программирования, только из 5 output-only задач. Продолжительность тура — 45 минут.
Условия задач, решения, архивы и видеоразборы опубликованы: группа 1, группа 2, группа 3, группа 4.