В апреле в программе Botan Investments приняли участие 19 вузов. Больше всего активных участников в Саратовском ГУ и УрФУ (22 человека), а также в Ульяновском ГТУ (19 человек). Больше всего тренировок провели в Волгоградском ГТУ и в УрФУ — 10 и 8 соответственно.
В группе Botan Investments вышли новые посты Михаила droptable Рубинчика, посвященные следующим темам: собрание первокурсников и его значимость, массовые любительские соревнования, роль тренера в АСМ. Приглашаем всех желающих поучаствовать в обсуждении.
Фонд Botan Investments выступил золотым спонсором Открытого Чемпионата Юга России "ContestSFedU-2017". Мы попросили Сергея Seryi Тарасова, одного из организаторов и членов жюри олимпиады, ответить на несколько вопросов о чемпионате, подробнее осветив организационные моменты. Результаты и другую информацию о чемпионате можно найти здесь, а на Codeforces также есть тренировка по задачам финала командного турнира.
— Расскажите в целом о чемпионате, сколько человек участвовало, был ли кто-то из сильных участников?
В нашем чемпионате традиционно участвуют самые разные категории участников — всего чуть более 150 человек во всех очных турнирах. Для школьников не старше 8-го класса мы проводим Junior Contest, а для старших школьников — отдельный личный турнир. Также, в отличие от многих других контестов, мы допускаем к участию в главном командном турнире аспирантов, преподавателей и профессионалов, уже завершивших обучение в ВУЗах. Но наиболее значительной аудиторией, безусловно, являются студенты.
Что же касается сильных участников, то команд-финалистов ACM ICPC в этом году не было, но некоторые участники достаточно сильны, чтобы через год-два побороться за выход в финал.
— Возникали ли сложности в организации чемпионата, связанные с согласованием с вузом?
Никаких сложностей, наоборот — руководство понимает значимость проведения соревнований такого уровня в стенах университета и оказывает всестороннюю поддержку. А благодаря активной поддержке спонсоров, мы уже много лет делаем сами соревнования бесплатными для всех участников, что позволяет свести к минимуму бюрократические процедуры.
— Как организован процесс подготовки к чемпионату? Сколько человек было задействовано, привлекались ли волонтеры?
Каждый турнир (Junior, школьный, игровой, командный) готовила отдельная группа авторов. Общее число людей, задействованных в подготовке, подсчитать не возьмусь, потому что их не один десяток: студенты-волонтёры, преподаватели, выпускники. Руководителем и идейным вдохновителем Чемпионата является зав. кафедрой МОП ЭВМ Хусаинов Наиль Шавкятович.
— Какая тестирующая система используется на чемпионате?
Уже больше 10 лет мы используем собственную систему тестирования contester.tsure.ru — не слишком удобную и не слишком стабильную. В этом году проблемы с ней были только на пробном туре, но раньше случались и эксцессы посерьёзней, которые негативно влияли на впечатления участников о турнире. Мы давно хотим отказаться от неё и провести соревнования на сторонней системе тестирования, но по разным причинам пришлось отложить переход ещё на один год. К сожалению, Ejudge и Yandex.Contest не поддерживают полноценно Windows-компиляторы, а подавляющее большинство участников в регионе предпочитают среду MS Visual Studio, и крайне желательно, чтобы компилятор на тестирующей системе и рабочих местах участников совпадал. Что же касается Codeforces, то до недавнего времени не было возможности ограничить доступ участников на время контеста к чужим решениям и личным сообщениям, однако буквально на днях была анонсирована новая функциональность доменов, которая решает эту проблему. Так что, надеюсь, что в следующем году мы проведём чемпионат на Codeforces.
— Кто готовил задачи основного турнира?
Авторами задач главного командного турнира являются выпускники нашего института: Лызь Deamon Дмитрий, Бугаев bbugaev Богдан и я Seryi. Готовить задачи своими силами — это непросто, учитывая, что в Таганроге никогда не было топовых участников, но во-первых, без своих задач Чемпионат проводить неинтересно, а во-вторых, нам, как и всегда, помогали друзья из других городов: Чалышев cmd Владимир, Абизяев Nyatl Павел и Клевлеев Kvark161 Степан. Кстати, если у кого-то есть силы и желание поучаствовать в подготовке в будущем, мы всегда открыты для сотрудничества.
— Сколько задач в среднем решили, насколько они были сложными? Исходя из каких критериев отбирали те или иные задачи?
Набор задач по сложности был приблизительно равен четвертьфиналам ACM ICPC. Команда-победитель решила 7 из 10 задач, а большая часть команд справилась как минимум с 4-мя задачами. Особенно приятно, что судьбу первого места решила сложная задача, а не штрафное время. Три задачи комплекта так и остались нерешенными, но будем надеяться, что их решат в тренировках Codeforces.
Критерии отбора задач для пятичасовых командных контестов достаточно своеобразные. С одной стороны, это не раунд, который длится два часа, а значит можно и нужно давать задачи с непростой реализацией. С другой стороны, гораздо интереснее, когда решающим фактором является красивая идея, а на умение быстро набрать 300 строк кода. Мы старались сделать так, чтобы у команд было время подумать над идейными задачами, а не утонуть в бесконечной отладке простых и средних задач.
— Чем региональный турнир отличается от четвертьфинала? Зачем нужны подобные соревнования?
На мой взгляд региональные турниры, такие как Всесибирская олимпиада в Новосибирске, Чемпионат Урала в Уфе и Екатеринбурге, Чемпионат Поволжья в Самаре, ICL в Казани и наш Чемпионат Юга — это важная часть спортивного программирования в России.
Во-первых, это настоящая соревновательная атмосфера, которую трудно смоделировать на онлайн контестах и тренировках. Причем, в отличие от многих четвертьфиналов, состав участников каждый год меняется и у средних команд не возникает ощущения безнадёги при виде 5-10 топовых команд, заведомо разыгрывающих между собой призовые места. На региональном контесте у любой постоянно тренирующейся команды есть шанс зацепиться за призовые места и даже выиграть, а это совсем другие эмоции, нежели очередной диплом третьей степени на четвертьфинале или полуфинале.
Во-вторых, это очное общение с иногородними участниками, способствующее формированию профессионального community. Лучше встречаться чаще, чем 2-3 раза в год на ICPC-турнирах и сборах.
В третьих, каждый региональный турнир имеет свой “авторский” стиль. Над организаторами не висят строгие правила, спущенные сверху, и нет цели отобрать сильнейших для следующего этапа, а поэтому можно давать нестандартные задачи, экспериментировать с форматом и составом участников, проводить игровые туры и т.д. Четвертьфиналы же во многих регионах теперь проводятся на одном и том же наборе задач без побочных мероприятий, а ВУЗы организаторы выполняют чисто техническую роль хоста. Это скорее всего правильно с точки зрения справедливого отбора, но не добавляет красок в жизнь СП-сообщества.
Ну и наконец, региональный турнир — это прямая связь участников со спонсирующими его IT-компаниями, а также один из действенных способов популяризации спортивного программирования в местном IT-сообществе. Мне известны сразу несколько случаев удачного рекрутинга на наших турнирах, которые были бы невозможны в других условиях. И в целом, интерес со стороны спонсоров год от года только растет, что не может не радовать.